«Лебединое озеро»
Это бессмертное музыкальное произведение, наверное, одна из самых популярных в народе классических композиций. Оно хорошо и само по себе, да и люди на нем воспитаны с младых ногтей.
Особенно если речь идет про фрагмент под названием «Танец маленьких лебедей», к которому народные умельцы даже приладили свой текст: «По стенке бегают клопы, туды-сюды, туды-сюды…». Когда по радиоточке крутили «Концерт по вашим заявкам», то туда нередко вклинивали и тов. Чайковского — знай наших! — советские люди любят классику!
Меж тем, это был первый балет композитора, написанный им в 1876 году и через год поставленный в Большом театре. И этот первый блин вовсе, блин, не был комом.
Некоторые думают, что «Лебединое озеро» это Swan Lake. Как бы не так! Это, скорее, Schwanensee. А всё потому, что в основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна Ротбарта. Ну и, естественно, избавить ее от злых чар может лишь поцелуй…, хотя, нет, поцелуя будет мало, — лишь настоящая любовь. И тогда прынц Зигфрид, полюбивший Одетту, побеждает злого гения, и балет заканчивается торжеством Добра, вернее, любви над Злом. Ох и мечтатели… Как показывает практика, Зло непобедимо!
Популярность балета в народе (!) обусловлена не только прослушиванием сей музыки с младых лет, но еще и тем, что в советский период, примерно с 1980-х годов на телевидении возникла своеобразная традиция замены ранее объявленных программой передач на «Лебединое озеро». Делалось это в случае кончины кого-нибудь из высшего руководства страны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, которыми стала полным-полна наша жизнь в те годы.
Такое было, например, 10 ноября 1982 года. Тогда вечером в среду в СССР на День советской милиции по телевидению должен был по традиции идти концерт звезд советской эстрады. Но его отменили. Вместо концерта на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Люди поняли, что в стране что-то произошло. О смерти Брежнева граждане СССР узнали только на другой день.
А на другой день после смерти Дорогого Леонида Ильича (генерального секретаря ЦК КПСС) мы, сидя в аудитории, с утра, раскрыв рот и затаив дыхание, не тренировали межзубные звуки θ и ð, а впервые слушали сквозь приоткрытое окно витающий над Минском малиновый звон церковных колоколов (!!), а вечером по ТВ смотрели «Лебединое озеро».
Вот так музыка из «Лебединого озера» стала в сознании советского человека поминальной. Не прошло и два года, как 9 февраля 1984 по телевизору опять запустили «Лебединое озеро». Все поняли: умер Юрий Андропов. Еще один год — и 10 марта по телевизору опять вся страна смотрела балет о несчастной заколдованной лебедушке. Наступил траур по преемнику Андропова — Константину Черненко.
Или же, например, взять путч 1991 года, юбилей которого будем праздновать на днях. Его негласным символом тоже стало «Лебединое озеро». Все три дня августовского путча, с 19 по 22 августа 1991 года, по двум центральным каналам страны синхронно шел балет. Так «Лебединое озеро» стало одновременно и эмблемой новой политической эпохи, и как бы одним из заключительных аккордов советской истории, ее лебединой песней.
Конечно, многим хочется как можно скорее еще раз насладиться талантом великого композитора, ставшего поистине народным, и послушать его бессмертное произведение о борьбе Добра и Зла. Ну что ж, балерины уже пошли гладить пачки, а балеруны — стирать свое трико (или как там оно у них называется)…
Почему для траурных правительственных мероприятий выбрали именно «Лебединое»?
Скорее всего, по целому ряду причин:
• Это классика (попса, например, песня «Прощай!» — не очень-то пойдет!).
• Популярное произведение (популярнее мог быть, разве что, Полонез Огинского, да кто ж его пустит! А 40-я симфония — 5-я графа автора не очень как-то.
• Свой композитор (не какой-то иностранный, как выше!).
• Чайковский сам верил, что время его балета придет, когда «я уже буду на том свете».
• Это главный политический балет страны — всем политвизитерам показывали его в Большом.
• Не показывать же «Борис Годунов» или «Щелкунчик» — сочли бы за намек или оскорбление.
• Брежнев — а он и положил начало традиции — если что и видел из балетов и помнил, то разве что «Лебединое озеро»; он был еще тот любитель высокого искусства!
• Наличие готовой видеозаписи в архиве телеканала.
• Балет основан на народных мотивах.
• Центральная тема в «Лебедином» — тема смерти — мол, лебединая песня спета — это сюжет/намек о смерти («Над землей летели лебеди…»).
• Постановщики — гордость СССР — Большой театр.
• Судя по качеству записи, это могла быть старая интернацинальная постановка 1969 года, выдержанная в стиле дружбы народов — Григорович, Вирсаладзе, Жюрайтис.
• Хронометраж удобный — почти два часа.
• Просто был под рукой.