Из истории нашего города

Далекий 1871 год. Король Пруссии Вильгельм объявляется первым Императором Германии, в Лондоне прошла конференция делегатов I Интернационала. А в России император Александр II принимает высочайшее повеление о допущении женщин на службу в общественные и государственные учреждения, тем временем Священный синод образовывает свою постоянную миссию в Японии, в Чечне умер Шамиль, имам Чечни и Дагестана, а в Петербурге Вера Засулич стреляла в градоначальника, генерала Трепова. Жизнь везде идет своим чередом.

Осень. Северо-Западный край Российской империи. После летней жары пошли дожди, слякоть. Уже надвигались холода. Не за горами и зима. Невдалеке от имения графини Розвадо́вской завершились строительные работы по прокладке железнодорожной магистрали Москва – Брест и доводились последние штрихи в оборудовании станции, которую намечалось сдать в эксплуатацию в ноябре.

Новая железная дорога была значительным событием не только для местных селян, но и для всей тогдашней Российской империи, она позволила связать вторую столицу с западной окраиной страны. А там, глядишь, и со всей Европой можно навести «мосты». Замыслы русского царя были даже очень прогрессивными по тем временам — вон в Швейцарии помпезно открыли железнодорожный туннель Мон-Сени, а в Каире египетский хедив Исмаил-Паша для торжества по случаю открытия Суэцкого канала даже специально заказал знаменитому композитору Джузеппе Верди оперу «Аида». «И мы не лыком шиты, — думал Александр II, глядя на карту Северо-Западного края. — Надо скорее пускать поезда. Европа оценит прожект». И 29 ноября 1871 года гудком паровоза на участке Смоленск – Брест открылось движение поездов.

Станции дали имя «Барановичи», позаимствовав название у одной из близлежащих деревень Новогрудского повета. И вот на прилегающих к станции просторных землях графини быстрыми темпами начал расти поселок…

… Прошло тринадцать лет, поселок заметно вырос, получил статус местечка и новое название — Розвадо́во. Произошло это в мае 1884 года. В поселке было целых 120 домов и жило полторы тысячи человек.

Согласно планам, утвержденным императором, предполагалось, что вскоре здесь же пройдет еще одна железная дорога — Вильно – Лунинец – Пинск – Ровно. И в декабре 1884 года невдалеке от вскоре возникшего пересечения дорог появилась еще одна станция Полесских железных дорог — «Барановичи», а рядом с ней — поселение Новые Барановичи. Это был второй центр формирования будущего города. Поселение приписали к соседнему именитому городу Новогрудку.

Время уже шло к концу столетия, население из близлежащих деревень всё больше перебиралось в новые поселки, которые росли, ширились и в итоге слились в единое местечко под общим названием Барановичи-Розвадово. Этот довольно крупный по тем временам населенный пункт имел две железнодорожные станции, в нем проживало около 12 тысяч человек. Правда, чтобы быть статистически точным, согласно переписи 1897 года в нем числилось 8718 жителей, а также 834 здания, четыре предприятия, две двухклассные школы — железнодорожного и добровольного обществ. Но, как говорится, коммунальное хозяйство не было развито: селение было лишено благоустроенных мостовых и тротуаров, не было в нем и освещения. В непогоду по вечерам местечко погружалось в темноту и пробираться по грязным дорогам-улицам было делом проблематичным.

Социальная сфера Барановичей (так поселение стало вскоре называться, избавившись от приставки «Розвадово») тоже была, мягко говоря, никакой — ни нормальных школ, ни больниц, ни церквей. После всех проктиашихся по стране распрей и восстаний царское правительство не очень-то стремилось развивать окраины своей империи — проблем и в центре хватало.

В 1905 году в первую русскую революцию Барановичи сумели отметиться произошедшим здесь выступлением рабочих и солдат. О, что тогда творилось в городе! За полторы недели до конца того кровавого года 300 железнодорожников, руководимых инженером-эсером и поддержанных солдатами железнодорожной бригады, отказались выполнять распоряжения руководства, вывели из строя коммутатор, остановили на этом важном участке железной дороги движение поездов. Чтобы подавить выступление, через три дня из Вильни выступили пограничные войска, а еще через день на подмогу прибыла карательная экспедиция генерала Орлова. В городе было введено военное положение, прошли массовые аресты…

Всего за какой-то десяток лет, прошедший с начала нового столетия, Барановичи стали самым крупным местечком Новогрудского уезда. На 30 тысяч человек населения приходилось семь начальных школ, две аптеки, кинотеатр «Эдем» и даже был свой театр. В городе практиковали 13 врачей, шесть дантистов, восемь акушерок, был и ветеринарный врач. А какой верой жили люди! — в Барановичах было уже четыре церкви, одна римско-католическая часовня, десять молитвенных домов! Среди промышленных предприятий наиболее крупными были три кирпичных завода, маслобойный, два лесопильных, чугунолитейный и сухарный заводы, две мельницы, три фабрики мельничных жерновов. Жизнь била ключом.

Но Первая мировая война, естественно, не обошла стороной Барановичи. В ее начале, с августа 1914 года, в городе размещалась Ставка Верховного Главнокомандующего русских войск, и сюда 10 раз приезжал сам царь Николай II. Но было страшное поражение в Барановичской или, как ее еще называют, Скорбово-Городищенской операции в июле 1916 года. Потери русских войск составили около 80 тысяч человек. Барановичская земля была обильно полита кровью. А местечко до января 1919 года было оккупировано германскими войсками.

Пятого января 1919 года в городе была установлена советская власть, а уже с февраля 1919 года Барановичи стали городом и центром уезда в составе Минской губернии БССР. Но это уже совсем другая история.

Игорь МОСТИЦКИЙ

© Игорь Мостицкий 1995, 2001
28.08.1995 – 26.11.2001, 10.09.2009


P.S. Лех Качиньский, президент Польши, как и его брат-близнец родился в Варшаве в семье инженера и бывшего военнослужащего Армии Крайовой, а также участника Варшавского восстания Раймунда Качиньского и Ядвиги Ясиевич, филолога, служащей Польской Академии наук, уроженки белорусского города Барановичи (дочери Александра Ясиевича, инженера-строителя и Стефании Шидловской). В межвоенный период Раймунд Качиньский работал на железной дороге в Барановичах.

21.07.2012

Оставьте комментарий