Купала

В ночь с 6 на 7 июля жители Беларуси, как и ее соседи по Восточной Европе, отмечают древний языческий праздник — Купала.

У этого праздника много названий: Купалье, Купальская ночь, Ярилин день, праздник летнего солнцеворота, Иван-Купало, Иванов день, Иван-травник…

По старому стилю этот праздник приходился на 23 июня, день летнего солнцестояния — самый долгий в году. С этого дня день уже шел на убыль.

Священной была и ночь накануне — ночь накануне Купалы. Всю эту ночь шли пирования, игрища и массовые купания в водоемах.

В народе, наряду с Колядой, это был один из самых значимых праздников. Отдавалась дань богу в надежде на его помощь и милость — вскоре предстоял сбор хлеба.

Сам Купала — это плодотворящее божество лета, летняя ипостась Сварога, бога Солнца. А в славянской мифологии Купалой – Купали́нкой называли лесную фею, девушку, раздающую цветы.

Купалiнка-купалiнка, цёмная ночка,
Цёмная ночка, а дзе ж твая дочка
(Міхась Чарот)

Этнографы утверждают, что только два народа — белорусы и латыши —сохранили купальский обряд в наиболее древней форме.

Если ехать из Барановичей в сторону Новогрудка, то проехав Свитязь, мы попадем в Валевку, а за ней направо будут… Барановичи (да, дорогие сограждане, мы не одни в этом мире! — в соседней области еще аж двое Барановичей), а налево — Радогоща.

Уже само название Радогоща говорит о его древности — корень ра(д) подчеркивает светлость и божественность производных слов (рад, радость, радуга…). Это место названо в честь славянского бога, сына Сваро́га.

В Радогоще находится главное языческое капище стародавней Литвы-Беларуси. Там на горе́ растут огромные вековые дубы. А недалеко от капища находятся места, описанные Мицкевичем в поэме «Пан Тадеуш».

Каждый год на горе Радогоща местная молодежь в ночь с 6 на 7 июля проводила Купалье. Считается, что именно здесь, в наших местах, на древнем капище, в Беларуси впервые стали отмечать Купалу.

Сущность купальского обряда хранится у белорусов почти что на генетическом уровне.

По традиции в эти вечер и ночь девушки плетут венки из полевых цветов и пускают их в плавание по реке, все водят хороводы, обливаются водой, разводят костер, а потом прыгают через него. Игрища идут всю ночь.

В некоторых местах топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке (на Купалу заведено было купаться нагишом).

Все воспевают Купалу и ищут цветок папоротника, который, согласно легенде, распускается в полночь и цветет очень недолго.

Даже в советские времена, когда против праздника ополчились с одной стороны, партия и власти, а с другой — церковь, народ всё равно праздновал Купалу.

Тогда отмечали, как умели и могли. Расспрашивали дедушек и бабушек, а также родителей. А потом, за неимением дров (дефицит!), собирали по всей округе шины от машин и катили их в чисто поле, где находили свободное место и устраивали костер.

Через такие костры прыгать никто не решался. Во-первых, пропахнешь далеко не ароматным дымом, во-вторых, надо быть спортсменом для прыжков через костры таких размеров.

А потом приезжал милицейский «козлик». Все бросались врассыпную. Милиционеры вызывали пожарную машину и та заливала праздник водой.

В 1989 году в Беларуси возродилось торжественное отмечание Купалья, празднование которого в годы советской власти не проводилось.

Интересные представления тогда начали устраиваться в Барановичах — у Дворца культуры и техники ПХБО, на Северном у Светиловского озера (кстати, тоже древнего ме́ста), а также в других местах. Была выездная торговля, выступления народных коллективов, дискотека для молодежи и прочее.

Но недолго музыка играла. В Барановичах под различными предлогами вновь прекратили народную традицию. Но народные традиции не умрут.

Купалiнка, як і раней, “вяночкi звiвае і слёзкi пралiвае”.

Игорь Мостицкий

Фото: studlive.by, dzerginsk.by, автора.

Источник: vsebar.by

Оставьте комментарий